Александр Андреев. Иван III
Примечание 34
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 1924
Примечание 34
«Ересь уже во второй половине 80-х годов XV века распространилась в окружении Елены Стефановны, которая после смерти своего мужа в 1490 году возглавила придворную группировку, сделавшую своим знаменем Дмитрия-внука. Гонитель же ереси – Геннадий поддержал второго претендента на престол – княжича Василия. Вольнодумцы группировались вокруг дьяков Федора Васильевича и Ивана Волка Курицыных.
Братья Курицыны были видными и широко образованными политическими деятелями. Дьяк Иван Волк в 1492 году вел переговоры с любекским первопечатником Бартоломеем Готаном. Весной того же года в составе посольства ездил к императору Максимилиану и вернулся на Русь в июле 1493 года. В конце 1495 года он сопровождал Ивана III в Новгород. Около 1495 года подписал докладной судный список княжича Василия. Летом 1497 года Иван Волк участвовал в переговорах с ливонцами, а в августе был отправлен в составе посольства в Литву. Иван Волк назван вторым среди великокняжеских дьяков в хронографическом списке думных чинов 1498 года.
Выдающимся дипломатом был брат Ивана Волка – Федор Васильевич Курицын. Все важнейшие переговоры конца 80-90-х годов XV века проходили при его деятельном участии. В 1481 году он был отправлен послом к Матвею Корвину, а вернулся около 1485 года. В 1488 году он излагал имперскому послу декларацию, обосновывавшую суверенные права русского государя, и участвовал в переговорах с венгерским послом. В 1490 и 1492 годов Курицын присутствовал на приемах имперского посла фон Турна, в 1492 году писал грамоту послу в Крыму К.Г. Заболоцкому. В 1493 году участвовал в переговорах с послом Конрада Мазовецкого, в марте 1497 года вел переговоры с ногайскими послами, с 1491 по 1500 год активно участвовал в русско-литовских переговорах. В мае 1494 года вместе с князем В.И. Патрикеевым ездил в Москву сватать дочь Ивана III Елену. В конце 1494 года вместе с дьяком А. Майко вел переговоры с ганзейцами, а в 1495 году – с ливонцами. В конце 1495 года Федор с братом сопровождал Ивана III в Новгород. Ф.В. Курицын участвовал и в различных делах по внутреннему управлению.
Братья Курицыны были причастны и к литературной деятельности. Иван Курицын переписал Кормчую книгу – сборник церковно-канонических правил. С именем Ф.В. Курицына связаны два произведения – «Повесть о Дракуле» (предположительно. – А.А.) и «Лаодикийское послание». Поддерживая борьбу Ивана III за утверждение единодержавства, Ф.В. Курицын не склонен был идеализировать самовластных правителей» (34).
КУРИЦИН ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ (ум. не ранее 1500), государев дьяк, автор «Лаодикийского послания». Несмотря на незнатное происхождение, Курицин играл значительную роль в дипломатии Ивана III. В 1482–1484 посылался в Молдавию и Венгрию для заключения со Стефаном III Великим и Матьяшем Хуньяди союза против могущественного польско-литовского государства Казимира Ягеллона. Архиепископ Геннадий Новгородский полагал, что после его возвращения (1485) в Москве появился еретический кружок «жидовствующих». В 1490, когда еретики были осуждены на церковном соборе, Курицин своего влияния не потерял и, несмотря на протесты Геннадия Новгородского, выполнял важнейшие поручения Ивана III. В 1494 вместе с отцом и сыном Патрикеевыми ездил в Литву для устройства брака княжны Елены Ивановны с Александром Литовским. В 1495 с постельничим Ф.И. Карповым сопровождал великого князя в поездке в Новгород и вел переговоры с ногайцами, литовцами; в 1497 скрепил печатью грамоту, объявлявшую сына Елены Стефановны Дмитрия соправителем Ивана III; в 1499 инструктировал тайных правительственных агентов в Литве, от лица великого князя объявил литовским послам о начале войны 1499–1503. Последнее упоминание о Курицине – в посольских делах 1500 – переговоры с литовским послом Петряшкевичем.
«Февраль 1488 года. Грамота великого князя Ивана III архиепископу Геннадию Новгородскому.
От великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в нашу отчину в Великий Новгород, богомолцу нашему архиепископу Великого Новгорода и Пскова, владыце Генадию. Писал еси ко мне, да и к митрополиту, грамоту о ересях и о хуле на Христа сына и на Пречистую его Богоматерь, и о поругании святых икон, что которые в Новгороде священники, и диаконы, и диаки, и простые люди, жидовскую веру величают, а нашу православную хулят, да и список еси тех ересей прислал к нам на тех еретиков: и яз с своим отцем с митрополитом и с епископы и со всем собором, по твоему списку, рассудили, что поп Григорей Семеновский, да поп Ересим Николскои, да попов Григориев сын Самсонко диак, по правилом царским, дошли градские казни, потому что на них есть свидетельства в твоем списке; а на Гридю на Борисоглебского в твоем списке свидетельств нет, опрочи попа Наума. И яз попа Григорья, да попа Ересима, да Самсонка диака, велел здесе казнити градскою казнью, да казнив, послал есми их к тебе, с твоим князем с Кривоборским с Иваном; а ты бы у собя собрав собор да обличив их ересь, да и понаказал их; и толко не покаются и перед тобою о той ереси, и ты их пошли к моим наместникам, к Якову да к Юрью Захаричем, и они их тамо велят казнити градскою же казнию. А Гридю диака к тебе же есми послал, и ты его там обыскивай. А на которых еси писал, в том же списке, о тех же ересях, на священников и на диаконов и на диаков, и на простых людей, которые в Новегороде живут: и ты тех обыскивай с моими наместники. И которых отыщешь, по правилам святых апостол и святых отец будут достойны вашей казни церковные, ино то и сам ведаешь: а будут достойны, по правилам, градские казни, и ты тех пошли к моим наместникам, и они их велят казнити градскою казнию по рассуждению. А статки бы еси поповы Григорьевы и поповы Ересимовы, и Самсонковы диаковы, послав своего человека, – а наместники мои пошлют с твоим человеком своего человека, – да велите переписати, да переписав, да список ко мне пришлите. А которых иных попов и диаконов и диаков, и простых людей, в том деле отыщите и дойдут градские казни, и наместники мои велят их казнити, а статки их переписав по тому же, да те списки ко мне пришлите.
А князь великий и митрополит прислал с Кривоборским о еретицех в лето 96 (1488) февраля 13» (46).
Братья Курицыны были видными и широко образованными политическими деятелями. Дьяк Иван Волк в 1492 году вел переговоры с любекским первопечатником Бартоломеем Готаном. Весной того же года в составе посольства ездил к императору Максимилиану и вернулся на Русь в июле 1493 года. В конце 1495 года он сопровождал Ивана III в Новгород. Около 1495 года подписал докладной судный список княжича Василия. Летом 1497 года Иван Волк участвовал в переговорах с ливонцами, а в августе был отправлен в составе посольства в Литву. Иван Волк назван вторым среди великокняжеских дьяков в хронографическом списке думных чинов 1498 года.
Выдающимся дипломатом был брат Ивана Волка – Федор Васильевич Курицын. Все важнейшие переговоры конца 80-90-х годов XV века проходили при его деятельном участии. В 1481 году он был отправлен послом к Матвею Корвину, а вернулся около 1485 года. В 1488 году он излагал имперскому послу декларацию, обосновывавшую суверенные права русского государя, и участвовал в переговорах с венгерским послом. В 1490 и 1492 годов Курицын присутствовал на приемах имперского посла фон Турна, в 1492 году писал грамоту послу в Крыму К.Г. Заболоцкому. В 1493 году участвовал в переговорах с послом Конрада Мазовецкого, в марте 1497 года вел переговоры с ногайскими послами, с 1491 по 1500 год активно участвовал в русско-литовских переговорах. В мае 1494 года вместе с князем В.И. Патрикеевым ездил в Москву сватать дочь Ивана III Елену. В конце 1494 года вместе с дьяком А. Майко вел переговоры с ганзейцами, а в 1495 году – с ливонцами. В конце 1495 года Федор с братом сопровождал Ивана III в Новгород. Ф.В. Курицын участвовал и в различных делах по внутреннему управлению.
Братья Курицыны были причастны и к литературной деятельности. Иван Курицын переписал Кормчую книгу – сборник церковно-канонических правил. С именем Ф.В. Курицына связаны два произведения – «Повесть о Дракуле» (предположительно. – А.А.) и «Лаодикийское послание». Поддерживая борьбу Ивана III за утверждение единодержавства, Ф.В. Курицын не склонен был идеализировать самовластных правителей» (34).
КУРИЦИН ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ (ум. не ранее 1500), государев дьяк, автор «Лаодикийского послания». Несмотря на незнатное происхождение, Курицин играл значительную роль в дипломатии Ивана III. В 1482–1484 посылался в Молдавию и Венгрию для заключения со Стефаном III Великим и Матьяшем Хуньяди союза против могущественного польско-литовского государства Казимира Ягеллона. Архиепископ Геннадий Новгородский полагал, что после его возвращения (1485) в Москве появился еретический кружок «жидовствующих». В 1490, когда еретики были осуждены на церковном соборе, Курицин своего влияния не потерял и, несмотря на протесты Геннадия Новгородского, выполнял важнейшие поручения Ивана III. В 1494 вместе с отцом и сыном Патрикеевыми ездил в Литву для устройства брака княжны Елены Ивановны с Александром Литовским. В 1495 с постельничим Ф.И. Карповым сопровождал великого князя в поездке в Новгород и вел переговоры с ногайцами, литовцами; в 1497 скрепил печатью грамоту, объявлявшую сына Елены Стефановны Дмитрия соправителем Ивана III; в 1499 инструктировал тайных правительственных агентов в Литве, от лица великого князя объявил литовским послам о начале войны 1499–1503. Последнее упоминание о Курицине – в посольских делах 1500 – переговоры с литовским послом Петряшкевичем.
«Февраль 1488 года. Грамота великого князя Ивана III архиепископу Геннадию Новгородскому.
От великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в нашу отчину в Великий Новгород, богомолцу нашему архиепископу Великого Новгорода и Пскова, владыце Генадию. Писал еси ко мне, да и к митрополиту, грамоту о ересях и о хуле на Христа сына и на Пречистую его Богоматерь, и о поругании святых икон, что которые в Новгороде священники, и диаконы, и диаки, и простые люди, жидовскую веру величают, а нашу православную хулят, да и список еси тех ересей прислал к нам на тех еретиков: и яз с своим отцем с митрополитом и с епископы и со всем собором, по твоему списку, рассудили, что поп Григорей Семеновский, да поп Ересим Николскои, да попов Григориев сын Самсонко диак, по правилом царским, дошли градские казни, потому что на них есть свидетельства в твоем списке; а на Гридю на Борисоглебского в твоем списке свидетельств нет, опрочи попа Наума. И яз попа Григорья, да попа Ересима, да Самсонка диака, велел здесе казнити градскою казнью, да казнив, послал есми их к тебе, с твоим князем с Кривоборским с Иваном; а ты бы у собя собрав собор да обличив их ересь, да и понаказал их; и толко не покаются и перед тобою о той ереси, и ты их пошли к моим наместникам, к Якову да к Юрью Захаричем, и они их тамо велят казнити градскою же казнию. А Гридю диака к тебе же есми послал, и ты его там обыскивай. А на которых еси писал, в том же списке, о тех же ересях, на священников и на диаконов и на диаков, и на простых людей, которые в Новегороде живут: и ты тех обыскивай с моими наместники. И которых отыщешь, по правилам святых апостол и святых отец будут достойны вашей казни церковные, ино то и сам ведаешь: а будут достойны, по правилам, градские казни, и ты тех пошли к моим наместникам, и они их велят казнити градскою казнию по рассуждению. А статки бы еси поповы Григорьевы и поповы Ересимовы, и Самсонковы диаковы, послав своего человека, – а наместники мои пошлют с твоим человеком своего человека, – да велите переписати, да переписав, да список ко мне пришлите. А которых иных попов и диаконов и диаков, и простых людей, в том деле отыщите и дойдут градские казни, и наместники мои велят их казнити, а статки их переписав по тому же, да те списки ко мне пришлите.
А князь великий и митрополит прислал с Кривоборским о еретицех в лето 96 (1488) февраля 13» (46).
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 1924