Гибель Западного Рима. Европа второй половины I тыс. н. э
В IV в. до н. э. германские народы вытесняли с земель Средней Германии (район города Майна) кельтов-вольков, и освободившиеся территории были заняты историческими германцами-хаттами и маркоманами.
Мир Эллады впервые услышал о германцах около 330 г. до н. э. благодаря рассказу грека Пифея из Массилии (Марсель), познакомившегося на берегах Гельголандского залива (устье Эльбы и Везера) с германцами-тевтонами. В 113–101 гг. до н. э. кимвры и тевтоны совершили эпическое вторжение не только в центр Европы, но и на север Апеннинского полуострова, однако были разбиты силой римского оружия.
В процессе войны с галлами (кельтами) Гай Юлий Цезарь имел серьезные столкновения с перешедшими рейнский рубеж германцами. Цезарь предпринял ряд походов на земли германцев в междуречье Рейна (Убим) и Эльбы (Альбис). Римский полководец Друз продвинулся вплоть до бассейна Эльбы и подтянул от Рейна до Эльбы сеть дорог и охранявших их укреплений. После смерти Друза (9 г. до н. э.) отношения римлян с германцами резко ухудшились. Осенью 9 г. н. э. под сенью Тевтобургского леса, покрывающего склоны Везерских гор, германцы во главе с Арминием практически полностью истребили три легиона римлян, находившихся под началом Квинтилия Вара. Так был положен конец продвижению римлян к востоку от Рейна. И несмотря на то что римский полководец и консул Германии в 14–16 гг. н. э. организовал новое вторжение к востоку от Рейна и нанёс сокрушительное поражение германским народам и их вождю Арминию, романизация восточнорейнских земель оказалась невозможной из-за повсеместного отторжения её германцами.
Реконструкция галльской стены (по Мариен)
Во времена правления императоров Тиберия (14–37 гг. н. э.) и Адриана (117–138 гг. н. э.) весьма усилилась императорская власть, а вместе с ней на границе Рейн — Дунай выросла линия могучих валов и укреплений, пересекших Европу громадным рубцом от устья Рейна на северо-западе до гирла Дуная на юго-востоке.
В I в. до н. э. в исторических провинциях Норик и Паннония (верхнее и среднее правобережье Дуная) господствовали кельты-бойи, вытесненные германцами из Богемии и Чехии. Однако около середины I в. до н. э. бойи потерпели поражение от фракий-цевдаков на востоке от Среднего Дуная и прочно удержали свои позиции лишь по реке Лейта (район города Вены), ставшей пограничным рубежом исторического Норика.
Кельты, населявшие Норик на рубеже эр, сколько-нибудь серьезного отпора Риму не оказали. К 9 г. до н. э. земли Моравии и Чехии, лежащие к северу от Верхнего Дуная, оказались занятыми германцами-маркоманами и квадами. Около середины I в. н. э. равнина, лежащая к востоку от Среднего Дуная (Карпатская котловина), была занята кочевьями сарматов. При этом из левобережной долины Дуная сарматами были вытеснены даки-фракийцы, за столетие до того подчинившие себе в этих местах кельтов. И если поначалу четыре легиона грозной паннонской армии без особого труда сдерживали сарматов, то во II в. н. э. римская провинция Паннония пребывала под непрестанной сарматской угрозой. Марк Аврелий, император, правивший в 161–180 гг. н. э., в значительной степени снял напряжение на сарматском участке границы. На протяжении III в. н. э. Рим осуществлял ряд военных походов в глубь сарматских территорий. Однако конец сарматского владычества в Карпатской котловине был связан с появлением в центре Европы готов в первой четверти IV в. н. э. А вскоре сарматы еще более ослабели от вспыхнувших на их землях восстаний. Около 385 г. н. э. Рим подверг окончательному разгрому сарматов левобережья Среднего Дуная и в дальнейшем нередко использовал их как наемную вооруженную силу. Римляне селили по границам и германцев, и иранцев (сарматы), стремясь усилить оборону империи от движущейся с востока новой страшной грозы — гуннов. Сарматы, остававшиеся в Карпатской котловине к началу V в. до н. э. при приближении гуннов в панике разбежались, стремясь найти укрытие на территории доживавшей последние десятилетия империи.
Узлами римской линии обороны служили города, заселяемые демобилизованными солдатами. При этом интересы местного населения ущемлялись в пользу землевладельцев — выходцев с Апеннин. Во главе римских провинций стояли назначаемые императором наместники. В их ведении находились армия и гражданская администрация, содержавшая до нескольких сотен чиновников. Ими осуществлялась местная судебная и исполнительная власть, включая обеспечение внутренней безопасности, функционирование почты, дорог, налоговой и таможенной политики.
Когда около 260 г. н. э. сарматы-роксоланы превратили значительную часть римской Паннонии в груду дымящихся развалин, в центре Европы, и главным образом в Паннонии, широкое распространение получил культ бога Митры, известного по гимнам Ригведы и Авесты. Население Паннонии принялось строить Митреумы — храмы, посвящённые богу Митре.
Однако с приходом римского императора Константина I Великого (306–337 гг. н. э.) христианство возобладало, и в IV–V вв. до н. э. на территории империи развернулось строительство христианских базилик. В 324–330 гг. н. э. Константином I Великим город Византия был провозглашен столицей Восточноримской империи, получившей имя основателя — Константинополь.
Римские названия Дуная — Данубий, Дравы — Дравус, Салы — Зала указывают на древность (автохтонность) названий рек и большинства топонимов центра Европы, включая и само название провинции Паннония, имеющих в основе славянскую лингвистическую природу.
После 378 г. н. э. отчасти из-за распада империи на восточную и западную и прекращения денежного обеспечения придунайских областей Римом, но главным образом из страха перед подымавшейся с востока гуннской угрозой, города и селения Паннонии начали пустеть. И лишь города, обладавшие мощными крепостными стенами, продолжали поддерживать полнокровную жизнь былой эпохи. Скрещения кельтских, позже ставших римскими, дорог в центре Европы не позволили пустовать придунайским областям в эпоху великих переселений народов V–VII вв. н. э.
Итак, в 375 г. н. э. гунны под началом вождя Баламира перешли Дон. Одними из первых жертв их вторжения явились населявшие долину Дона аланы (иранцы), частью гуннами перебитые, а частью увлеченные в дальнейший поход на запад в качестве проводников. Король восточных готов Ермених (Германарих) был не в силах противостоять гуннам, и вскоре готы оказались отброшенными к нижнему течению Днестра, где вновь были настигнуты и разгромлены гуннами. Вестготы (западные готы), видя положение своих восточных собратьев, обратились к императору Валентину (376 г. н. э.) с просьбой принять их и с обещанием жить спокойно и оказывать вооруженную помощь империи в отражении внешнего врага. Готам было позволено войти в пределы империи при условии сдачи оружия.
Нашествие гуннов не только пресекло развитие экономических и торговых отношений славянского мира центра и востока Европы (гибель черняховской, пшеворской, киевской, колочинской культур в V в. н. э.), но и уничтожило древние города-государства эллинов на севере Черного моря. Крупнейшим государственным образованием среди них являлось Боспорское царство со столицей в городе Пантикапей (Керченский пролив), бывшее в вассальных отношениях с Римом.
Выше упоминалось о том, что предел гуннскому вторжению в Европу был положен на северо-востоке Франции. В битве на Каталаунских полях при городе Труа в 451 г. гунны и примкнувшие к ним германцы-остготы, гепиды и ряд иранских народов потерпели сокрушительное поражение от войск Западноримской империи и поддержавших её германцев — франков, вестготов, бургундов, иранцев-аланов и ряда других народов.
В 453 г. н. э. умер вождь гуннов, одно имя которого наводило ужас на жителей Европы, — Аттила. С его смертью распалось недолговечное государство гуннов в центре Европы.
После того как вестготы обосновались в пределах империи на Балканах (в Иллирии) в 401 г. н. э., их королем был провозглашен Аларих. Вскоре Аларих возглавил поход на Апеннины и опустошил полуостров. В 408 г. н. э. Аларих вновь вторгся на Апеннины, в 410 г. н. э. вестготы во главе с Аларихом взяли и разграбили Рим.
После смерти короля Алариха во главе вестготов встал Атаульф. Согласно договору с императором Гонорием (419 г.) вестготы заняли земли в Галлии и образовали королевство. Впоследствии вестготы завладели большей частью Пиренейского полуострова, где создали королевство вестготов Испании. В 453 г. вестгот Вульфила перевел на готский язык Библию.
В 455 г. Рим подвергся варварскому разрушению германцами-вандалами. Остававшиеся под властью гуннов вплоть до смерти их вождя Аттилы восточные германцы-остготы, герулы, руги, гепиды после 443 г. обрели свободу, ив 488 г. состоялся поход остготов и ругов под началом короля Теодориха на Апеннины, где герул Одоакр в 476 г. положит конец существованию Западнорим-ской империи. На Апеннинах образовалось Германское королевство. В 4 93 г. Одоакр сдался королю остготов, а полвека спустя королевство остготов было завоевано императором Восточноримской империи (Византии) Юстинианом.
В 429 г. вандалы перешли на север Африки и основали там свое королевство.
В 568 г. Апеннинский полуостров был завоеван германцами-лонгобардами. Жившие некогда на севере Германии, в междуречье Везера и Эльбы, лонгобарды в III в. н. э. перешли на земли к северу от Верхнего и Среднего Дуная и приняли участие в марко-манской войне. После ухода остготов на Апеннины лонгобарды заняли Паннонию, где примкнули к вторгшимся в центр Европы аварам (тюрки, обры начальной русской летописи), разгромили германцев-герулов, уничтожили королевство гепидов и, наконец, основали на Апеннинах королевство лонгобардов, просуществовавшее вплоть до завоеваний Карла Великого.
К началу VI в. н. э. происходившие от германцев-маркоманов, квадов и норисков бавары переселились из Богемии в историческую Баварию.
В V в. н. э. германцы-алеманы, некогда жившие в Бранденбур-ге, заняли Эльзас и север Швейцарии. В 4 96 г. алеманы были подчинены франками.
Бургунды, являвшиеся соседями алеманов, продвинулись к юго-западу в верховья реки Майн. В 413 г. Рим уступил бургундам часть земель на левом берегу Рейна, а в 443 г. — Савойю. В бассейнах рек Роны и Соны бургунды создали королевство, которым в 534 г. овладели франки.
Германцы-франки в 111 в. н. э. занимали земли на Нижнем и Среднем Рейне. В конце V в. франки овладели Галлией и создали франкское государство.
Следует сказать и о германцах-свевах, известных истории ещё с 58 г. до н. э., когда их союз под началом Ариовиста был разгромлен Цезарем. В 409 г. н. э. часть свевов покинула земли в верховьях Дуная и переселилась на крайний северо-запад Пиренейского полуострова. В 585 г. королевство свевов на Пиренеях было завоевано вестготами.
Таковы некоторые вехи эпохи великих переселений народов Европы V–VII вв. н. э.
Одной из наиболее ярких страниц в истории Европы этого времени явилась эпопея северогерманских вторжений на острова Британского архипелага.
Начиная с 300 г. н. э. германские народы — саксы, юты и англы, жившие в низовьях Эльбы и на полуострове Ютландия, совершили ряд вторжений на острова Британии. Слабеющая Римская империя в 407 г. отозвала с архипелага свои легионы, что во многом облегчило задачу германцев. В 449 г. вожди саксов Хенгист и Хоре основали в Кенте саксонское королевство.
Согласно преданию саксов и англов их король Кердике в 494 г. высадился на юге Англии с экипажами пяти судов и сумел завоевать весь Уэссекс. А в VI в. англы и саксы окончательно сломили сопротивление кельтов в Англии и едва ли не всюду на острове основали королевства.
Спасаясь от германцев, кельты уходили в горы Уэльса, а многие переплыли пролив и поселились в провинции Бретань, на западе Франции. В VI в. значительное число кельтов Британии уже восприняло от римлян христианство, что делало для них абсолютно невозможным соседство с германцами.
Опустевшие после ухода саксов, англов и ютов земли Ютландии (земля ютов) в VI в. заняли северные германцы, выходцы с юга Скандинавии, из провинций Сконе и Халланда, даны (датчане).
В VIII в. даны создали королевство на севере Германии и в Ютландии (Дании). Одновременно образовалось королевство данов в Норвегии. А в 800 г. при конунге Готрике сложилось великое Датское королевство, включавшее Швецию и Данию. При Готрике на южных рубежах королевства данов был возведён оборонительный вал — Даневирке — в провинции Шлезвиг (север Германии) для обороны от империи франков. Со смертью Готрика (810 г.) королевство данов распалось и началась эпоха викингов, продлившаяся около трёх столетий.
Завершая краткий обзор истории германцев, было бы непростительно не коснуться сокровенных преданий народа, изложенных великим германцем Снори Стурлусоном, жившим в XIII в. в Исландии.
Рассмотрим отдельные фрагменты трех произведений Стурлусона: «Круг земной», «Старшая Эдда», «Младшая Эдда». Трудно привести более яркую иллюстрацию изложенной выше истории индоевропейцев, чем представленная памятью и устами средневековых германцев картина их происхождения — такая, какой они ее знали и запомнили в тысячелетиях. То, что подчас не могут или не хотят сказать историки, говорят за них предания народа, неспособные на ложь и не поддающиеся какой бы то ни было конъюнктуре.
Снорри Стурлусон «Круг земной»
(перевод О. А. Смирницкой)
Пролог
«Первый век называется „веком сожжения“[24]. Тогда всех умерших сжигали и воздвигали в их память намогильные камни. Но после того как Фрейр был погребен в кургане в Уписала, многие правители воздвигали в память своих родичей курганы не реже чем намогильные камни. А после того как Дан Гордый, конунг датчан, велел насыпать курган и похоронить себя в нем в облачении конунга и бранных доспехах вместе со своим конем и всей сбруей и разным другим добром, многие его потомки стали делать то же самое, и тогда в Дании начался век курганов, а у шведов и норвежцев продолжался век сожжения».[25]
Сага об Инглингах:
I
«Круг[26] земной, где живут люди, очень изрезан заливами… От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Скифия[27]… С севера, с гор, что за пределами заселенных мест, течёт по Скифии река, правильное название которой Танаис (Дон). Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Чёрное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой».
II
«Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов[28], или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард[29]. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище… в нём было двенадцать верховных жрецов… Они назывались днями»[30].
V
«Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад[31]. Он отделяет Великую Скифию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок[32]. Там были у Одина большие владения[33]… Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дни и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики[34], а затем на юг в Страну Саксов[35]… Затем он отправился на север, к морю и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне[36]. Затем он послал Гевьон на север через пролив на поиски земель… А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами… Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется Старые Сигтуны[37], построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношение по обычаю Асов».
VIII
«Один ввел в стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом… А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курганы, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался».
IX
«Один умер от болезни в Швеции… Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно…»
* * *
«Младшая Эдда»:
«Асы взяли себе в той земле жен, а некоторые женили и своих сыновей, и настолько умножилось потомство, что они расселились по всей Стране Саксов, а оттуда и по всей северной части света, так что язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран»[38].[39]
«Старшая Эдда». Прорицание Вельвы (voluspa — волхв):
«Старшая Эдда». Речи Вафтруднира:
«Старшая Эдда». Песнь о Хюмире:
Обратимся, наконец, к славянам эпохи великих переселений народов и попробуем проследить эволюцию сложения средневекового славянского мира Европы.
Иордан (VI в. н. э.) повествует:
«Победив герулов (обитавших на берегах Балтики), Германарик (король готов) пошел войной на венедов, которые были в делах ратных неискусны, но многочисленны и старались сперва обороняться. Хотя венеды, анты, славяне называются ныне сими тремя разными именами, однако происходят от одного племени. Теперь они за грехи наши везде свирепствуют, но прежде все повиновались германариковой власти. Он также покорил эстов на берегах Германского океана…»
Тацит (О происхождении германцев и местоположении Германии):
«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев… Венеды переняли много из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и при этом с большой быстротой, все это отмежевывает их от сарматов, проводяпщх всю жизнь в повозке и на коне».
Певкинами Тацит называет население острова Певки в низовьях Дуная, феннами же именует финнов. Согласно Тациту получается, что венеты обитали всюду в центре и на востоке Европы, от Нижнего Дуная на юге до Эстонии на севере. Известно, что финны русских называют венналенами.
О славянах начали говорить и византийские источники середины I тыс. н. э. Прокопий Кесарийский (500–565 гг.):
«Страны дальнейшие от Чёрного моря к Северу заняты многочисленными племенами антов».
Мы помним, что Иордан указывал: венеты, анты и славяне происходят от одного народа. Прокопий Кесарийский:
«Анты к западу граничили со славянами, которые жили отчасти близъ Дуная, отчасти на самых полуночных берегах его… они живут в жалких землянках, расселенных далеко друг от друга, причем каждый как можно чаще меняет место обитания».
Прокопий также указывает на зимовку военных отрядов славян к югу от Дуная, в пределах Восточно-римской империи.
В состав посольства, отправленного Максимином к Аттиле в 448 г., был включен Приск, указавший на присутствие славян в бассейнах Среднего Дуная, Тисы и Тимиша. Левый берег Истра (Дуная) был занят кочевьями гуннов. В 457 г. фракиец Маркиан (450–457 гг.) муж византийской императрицы Пульферии (450–453 гг.) изгнал гуннов из пределов Иллирии.
И вновь обратимся к Иордану:
«На северной стороне гор Карпатских, от источников Вислы, на пространствах неизмеримых обитает многочисленный народ венедов, которых по разным племенам и местам называют разными именами, но известен под двумя главными: славян и антов. Славяне живут от Нового города, Румунненской области и Музианского озера (провинция Мезия) до самого Днестра, а на севере до Вислы, болота и леса служат им вместо крепостей. Анты же, храбрейшие из обитателей черноморского берега, занимают всю страну от Днестра до реки Дуная».
Византийские источники VI в. указывают северную границу славянского расселения как побережье Балтийского моря. Византийские хроники повествуют о том, что славяне в 4 95 г. пропустили через свои земли германцев-герулов, разбитых лонгобардами в Карпатской котловине и бежавших к Балтийскому морю. Во времена правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) славяне прочно утвердились в Дакии и начали войну с Восточноримской империей.
Прокопий повествует о том, что в правление Юстиниана славяне во время вторжений к югу от Дуная убивали или пленили по несколько сотен тысяч жителей пределов империи. В 559 г. отряды славян и болгар приближались к самой столице государства Царьграду (Константинополю). Указывают и на то, что город Эпидавр в Далмации был взят и разорен славянами, при этом лишь немногие жители сумели спастись на неприступной скале.
Поступали славяне и на военную службу к императорам. Источники свидетельствуют о том, что ещё в 536 г. Валериан привел на Апеннины 1600 славянских всадников. А римский полководец Туллиан доверил славянам-антам оборону Лукании, где в 547 г. был разгромлен король готов Тотила.
В VI в. н. э. в центр Европы, в долину Нижнего и Среднего Дуная, вслед за потерявшими силу и рассеянными гуннами продвинулся союз тюркоязычных племен, получивший название аваров. В начальной русской летописи нашествию обров (аваров) посвящен целый абзац, повествующий о жестокости новых завоевателей:
«Примучиша дулебы, сущая словены и насилие творяху женам дулебским: аще поехати будяще обрину, не дадяше впря-чи ни коня, ни волу, но веляше впречи три-ли, четыре-ли, пять-ли жен в телегу и повести обрина…»
Хроники повествуют о том, что хан аваров Баян разбил антов и убил их посла князя Мезамира. Авары сумели завоевать Моравию, Богемию и победить короля франков Ситеберта. В борьбе германцев лонгобардов и гепидов авары приняли сторону первых. Гепиды были вынуждены бежать через земли славян к северу, на берега Балтики, а их победители лонгобарды удалились на Апеннины, где основали королевство. Так во власть аваров попали значительные территории Паннонии и Дакии. К началу VII в. авары господствовали в Далмации, исключая ее приморские районы.
Славяне-анты, славянское население Чехии и Моравии и ряда районов Восточных Карпат подпали под власть ханов аварского каганата VI–VII вв. и были связаны обязательством рекрутировать воинов в армию аваров. В 581 г. славяне совершили поход во Фракию и достигли Эллады. Император Восточного Рима Тиверий I (578–582 гг.) в это время был занят войной с Персией, давней соперницей Греции. Тиверий I толкнул аварского хана на войну со славянами. Говорят, что ханскому послу славянские князья на предложение покорности каганату ответили: «Кто может лишить нас вольности. Мы привыкли отнимать земли, а не свои уступать врагам. Так будет и впредь, доколе есть война и мечи в свете». Ханский посол был убит, и шестьдесят тысяч аварских всадников вступили в славянские земли. Хан овладел практически всей Данией.
Хроники передают повесть об отказе северных, балтийских, славян в службе аварскому хану и в помощи в его войне с Византией. Славяне сослались на крайнюю отдаленность их земель от пределов империи и, приняв дары хана, отправили к нему трех посланников с извинениями и твердым отказом. Все снаряжение посланцев заключалось в гуслях. Хан не отпустил послов назад, и они попали во Фракию и далее, к самому императору. Тот подивился миролюбию, стати и силе северных посланников и возвратил их на родину.
В VI–VII вв. в Азии владычествовали тюрки. Хан их Дизавул жил на Алтае. Гунны, остававшиеся в Азии, находились в зависимости от тюркских ханов. Тюрки вели войны с Персией и поддерживали относительный мир с Византией. Авары, в значительной мере вобравшие остатки гуннской этнической волны, оказались данниками тюрок и всецело от них зависели.
В 626 г. аварский хан осадил Константинополь. Славяне были принуждены гибнуть под стенами столицы империи, оставшиеся же в живых были казнены аварами.
Государственно-племенной союз тюрок Центральной Азии, Северного Китая и Средней Азии до реки Амударьи (552–745 гг.) в начале VII в. распался на западнотюркский союз, располагавшийся в Средней Азии и уничтоженный около 740 г. арабским вторжением, и восточнотюркский — в Центральной Азии, разгромленный уйгурами в 745 г. Вместе с крахом тюркского могущества в Азии пошатнулось и пало могущество аварского каганата в центре Европы.
В 633–662 гг. вокруг славян Богемии и их вождя Само сложилось объединение западных славян, включавшее и полабских лужичей. Западнославянский военно-политический союз отразил аваров на юге и на востоке и разгромил короля франков Дагоберта на западе. Славяне изгнали аваров из Иллирии и расселились в Кроации, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Далмации и Македонии.
В VII в. славяне также жили во Фракии, в окрестностях города Фесалоник, в Мизии и даже на полуострове Пелопоннес. Более того, славяне проникли в Малую Азию, во Фригию и далее на восток, вплоть до Сирии.
Князь болгарских кочевников Куврат, господствовавший на побережье Азовского моря, в 635 г. поверг власть аваров на юге Восточной Европы. Третий сын Куврата Аспарух в 679 г. вторгся на занятые славянами земли Мизии и основал Болгарское царство.
Несмотря на страшные поражения, авары на рубеже VII–VIII вв. ещё господствовали на равнинах Паннонии и в долинах Дакии. На западе авары вели оборонительные войны с германцами, а на склонах Восточных Альп боролись со славянами Каринтии и Штирии. Довершили разгром аварского каганата на Среднем Дунае в VIII в. удары франков.
Войны, ведшиеся на рубежах Восточноримской империи славянами, германцами, аварами, арабами в VII–IX вв., свели некогда значительные по площади территории, занятые Юстинианом I (527–565 гг.), к гораздо меньшим, расположенным на юге Балкан и в Малой Азии.
В V–VIII вв. сложились исторические славянские провинции — Сербия, Босния, Герцеговина, Хорватия, Словения, Болгария. Земли Фракии с 395 г. входили в состав Восточноримской империи.
С начала VII в. на них осели значительные группы славян. В 681 г. с приходом из степей Поволжья и Северного Причерноморья болгарских кочевников возникло первое Болгарское царство. В 1018–1187 гг. Болгария находилась под властью Византии. В 1187–1396 гг. существовало второе Болгарское царство, подпавшее в конце XIV в. под иго турок-османов.
Словения, заселенная славянами в VI в., в 623–658 гг. являлась частью западнославянского государства, созданного Само. В XI–XIII вв. Словения составляла единую славянскую общность со славянами Каринтии, Штирии и Крайны. Вместе со славянскими провинциями Восточных Альп Словения подпала под власть германских герцогов и с начала XVI в. оказалась включенной в состав Австрии.
В Хорватии с 845 г. правила княжеская династия Трпимировичей, с 925 г. ставшая королевской. Основателем династии являлся князь Трпимир (845–864 гг.). Власть Трпимировичей в Хорватии продлилась до конца XI в.
В Чехии в IX–XIV вв. господствовала династия Пржемысловичей. Пржемысл I Отакар (умер в 1230 г.) укрепил королевскую (с 1198 г.) власть в Чехии и в споре с Фридрихом II Гогенштау-феном сумел отстоять независимость Чехии.
Ведущим западнославянским государством второй половины I тыс. н. э. была Великоморавская Держава, включавшая земли Моравии и Богемии IX–X вв. Под эгидой и покровительством великоморавских князей выходцы с юга Балкан, со стыка славянского и греческого миров иноки Кирилл и Мефодий в 869–870 гг. сумели добиться независимости епископа западнославянской церкви от германских епископов.
В конце IX в. на мир западных славян надвинулась новая степная угроза в лице пришедших с крайнего востока Европы угров (венгров).
Территория современной Венгрии в VII в. с гибелью Аварского каганата была заселена значительными группами славян. Известно, что в междуречье Савы и Дравы в IX в. существовало славянское княжество. В Паннонии около середины IX в. возникло славянское княжество с центром в районе города Залавар, во главе которого стояли Прибина и его сын и преемник Коцел. В 884 г. князь Великой Моравии Святополк совершил военный поход в глубь Карпатской котловины. Вначале IX в. в бассейне реки Залы поселились славяне-тимочане.
В бассейне реки Залы славяне IX в. оставили многочисленные памятники. На речных островах ими строились укрепления, а дороги, идущие по окрестным трясинам, сооружались из бревён и представляли собой обычные гати. Наряду с валами, окружавшими поселки, тимочане в IX в. соорудили ряд христианских базилик, аналогии которых располагались в Далмации.
Основная масса славянского населения сосредоточивалась на холмистой окраине Карпатской котловины, центр которой продолжал служить пастбищем для остатков аварского населения.
Опорными центрами славян в борьбе с франками и болгарами на Среднем Дунае являлись городища-крепости, с сопротивлением которых в IX–X вв. столкнулись и угры (венгры).
Не менее интересна, трагична и сложна история северного крыла западного славянства, а именно полабских славян. В V в. н. э. на западе Европы сложилась держава франков. Граница между германским и славянским мирами пролегала по реке Эльбе (Лабе), к востоку от которой в V в. н. э. жили славянские народы, известные истории под многочисленными именами: венедов (вильцев), лужичей, ратарей, доличан, речан, укран, гаволян, лужицких сорбов и т. д.
Адам Бременский (А.Б.), автор знаменитого «Gesta Hammaburgen sisecclesiae pontificum», созданного в 1072–1075 гг., подробно описывает страну балтийских, или полабских славян и называет ее Sclavania, Sclavonia. Обратимся и мы к его свидетельствам.
На крайнем северо-западе междуречья Лабы (Эльбы) и Одера А.Б. помещает вагров (wagri) и их города: Старград (современный город Ольденбург, что по-немецки означает «старый город»), Любиц на реке Травне (современный город Любек на реке Траве) и Плуна на Плунском озере (вблизи современного городка Плен).
Восточнее вагров А.Б. помещает славян-ободритов и их город Микулин (район современного города Висмар), давший имя земле Мекленбург и Мекленбургской бухте.
К югу от ободритов А. Б. указывает на полабцев и их центр город Ратибор (современный город Ратцебург).
Восточнее полабцев А.Б. помещает глинян (lingones), занимавших земли между рекой Эльде (правый приток Эльбы) до современного города Грабов и рекой Степнице.
Далее к востоку, в районе озер Плауэр и Мюриц (район современных городов Плау, Мальхов и Пархим), по А.Б., располагались славяне-варны (wamabi).
В бассейне реки Пены находились славянские объединения хи-жан (chizzni), черезпинян (circipani), доленчан (tholozantes) и ратарей (retheri). Эти четыре народа А.Б. называет вильцами или лютичами (wilzi, leutici) и особо отмечает их храбрость. Городским центром доленчан, согласно А.Б., являлся город Дымин (современный город Демнин при впадении в реку Пену реки Доленицы).
О центре ратарей, городе Радигоще (считают, что он находился у Прильвицкого озера вблизи современной деревни Prillwitz), А.Б. говорит особо:
«Очень многолюдный, гнездо язычества, в нём есть большой храм, построенный в честь богов, глава коих Радигость, город имеет девять ворот и всюду окружен глубоким озером, сообщается с берегом посредством деревянного моста, по которому пропускают только желающих принести жертву или спросить предсказания».
В бассейне реки Гавелы (река Хафель) А.Б. помещает славян — гаволян (heveloli) и стодорян. Бассейн реки Хафель изобилует славянскими топонимами: города Ратенов, Премниц, Милов и т. д. В бассейне реки Доши (река Доссе), правого притока реки Хафель, А.Б. указывает на славян-дошан.
А.Б. повествует о любушанах и их городе Любуше (возможно, это упоминаемый Титмаром город Libuzua, располагавшийся на месте современного городка Lebusa, впрочем, топонимов со схожим названием в верховьях реки Хафель много: города Ле-венберг, Либенвальде и пр.).
Острова Волин и Узноим, согласно А. Б., населяли славяне — волыняне (wilini) и стодоряне. А.Б. описывает город Волынь (Junme), располагавшийся на южной оконечности острова Волынь, у рукава реки Одры, называемого Дивновы (Divenow): «При устье реки Одры находится великий город Junme (Волынь), знаменитая пристань, куда съезжаются окрестные народы — варвары и греки (православные)… Он, без сомнения, самый большой из всех городов Европы, в нем обитают славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Саксонские пришельцы также пользуются равным правом сожительства с коренными гражданами, но под условием не обнаруживать, живя там, своего христианства. Весь народ тамошний еще предан заблуждениям язычества, но, несмотря на то, трудно найти относительно нравов и гостеприимства людей честнее и благодушнее. Город богат товарами всех северных народов, имеет все, чего ни спросишь приятного и редкого. Из него суда в короткий срок ходят, с одной стороны в Дымин (современный город Демнин), с другой — в Семландию, которою обладают пруссы. Сухим путем от Гамбурга или Лабы (Эльбы) достигнешь Junme (Волыни) на седьмой день, а чтобы доехать до него морем, надо сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге (Старград), из Junme же, плывя под парусами, на четырнадцатый день приходишь к Острогарду, Руси».
А.Б. повествует о том, что славяне владели и иными островами на Балтике: остров Фембра и остров Ране (Рюген) при устье реки Пены. На острове Ран располагался город Аркона (район современного мыса Аркона на острове Рюген), знаменитый святилищем Световида. О жителях острова А.Б. пишет:
«У славян балтийских закон — в делах общественных ничего не решать и не предпринимать без совета ран — так боятся последних за их тесную связь с богами…»
А.Б. говорит, что балтийские славяне составляли союзы: лютичей (хижане, черезпиняне, доленчане, ратари и др.) и ободритов (ободриты, вагры, полабцы, глиняне, варны). После 1066 г. (год смерти славянского князя Готшалка) был составлен единый союз славян, живших в междуречье Лабы и Одера, под главенством ран. Город Аркона был разорен датчанами в 1169 г.
Полабские славяне принимали непосредственное участие в борьбе западнославянского союза Само (633–662 гг.) с аварами и франками. Вслед за поражением, нанесенным славянами центра и севера Европы аварам, началась эпоха франко-славянского противостояния. Само нанес франкам ощутимое поражение при городе Домажлицы. Однако после смерти Само западнославянский союз распался, а вторжения германцев на земли славян продолжались.
Начало покорения германцами земель между реками Эльбой (Лабой), Залой, Одером и берегом Балтийского моря было положено Карлом Великим в 789 г. Покоренные загодя франками земли саксов открыли путь германцам к востоку от Эльбы. Полабские славяне были принуждены платить франкам дань, принять германских поселенцев, сдать свои укрепления и позволить германцам выстроить собственные. Карл Великий взял у славян заложников и принял присягу на верность. После смерти Карла Великого полабские славяне выгнали германцев со своих земель и находились под покровительством князя Великой Моравии Святополка (870–894 гг.). Однако с разгромом уграми Великой Моравии полабские славяне лишились могучего союзника в борьбе с германцами.
Средневековые хроники германцев описывают полабских славян как многочисленный, храбрый, выносливый народ, нередко проявлявший воинственность и даже свирепость.
Известно, что в X в. власть у полабских славян от князей перешла к народному вече, решавшему, помимо прочих, дела судебные и военные.
Слабыми местами полабских славян были их разобщенность и беспрестанная взаимная вражда. Несмотря на частые восстания и неоднократные изгнания германцев к западу от Эльбы, императоры Священной Римской империи вновь и вновь принуждали славян к покорности, отдавали их земли в ленное владение баронам, графам и монастырям.
При польском короле Болеславе Храбром (1002–1033 гг.) Лузация (историческая провинция полабских славян, расположенная к северу от Рудных гор и к западу от реки Нейсе) отошла под власть Польши. Несмотря на то что Болеслав Храбрый выстроил в Лузации крепости и привлек к управлению областью своих кастелянов, его преемник Мечислав II не смог отстоять Лузацию в борьбе с германцами. Император Конрад II отдал Лузацию во власть своим маркграфам (графы пограничных областей-марок). Восстания 1033, 1035, 1045 гг. не принесли полабским славянам независимости. А германцы всё гуще застраивали их земли новыми городами, церквями, монастырями и многочисленными усадьбами феодалов и колонистов-земледельцев. В XII в. стало окончательно ясно, что полабским славянам своих земель и независимости от германцев не отстоять.
Начался новый процесс, пришедший на смену захватам земель, процесс культурной и языковой ассимиляции германцами западных славян междуречья Эльбы и Одера.
Наиболее яркой в отстаивании славянского своеобразия провинцией полабских славян явилась Лузация. В 1373–1635 гг. Верхняя, нагорная, и Нижняя, равнинная, Лузация входила в состав Чешского королевства, что и явилось решающим фактором в выживании ее славянской природы. После потери Чехией независимости (1635 г.) Лузация подпала под власть курфюрста соседней с ней Саксонии Иоанна-Георга II и после его смерти была поделена между его сыновьями.
Сами себя лужичи называют сербами (сорбами). Некогда земли их простирались от реки Залы на западе до реки Бобра на востоке, на севере до широты Берлина и на юге до отрогов Лужицких и Рудных гор.
В Саксонии, лежащей к западу от земель лужичей, в 1861 г. славян (венедов) насчитывалось, по официальным данным, 54 000 человек. Славянских (венедских) деревень в 1880 г. в Саксонии оставалось четыре.
Германцы также называют виндами (венедами) славянское население Штирии, Каринтии и Крайны, областей на восточных склонах Альп (Австрия), славянское население которых в VIII–XIII вв. во многом разделило судьбу полабских славян, подпав под власть баварских герцогов.
Язык полабских славян у германцев, дабы отличить его от польского и чешского языков, получил название венедского, входящего в группу западнославянских языков.
К XV в. ассимиляция славян на балтийском побережье, между устьями Эльбы и Одера, германцами в целом была завершена. Однако ещё в 1751 г. в городе Люнебурге (север Восточной Германии) было проведено богослужение на славянском языке. Последние речи на славянском (венедском) языке на севере Германии умолкли на рубеже XVIII–XIX вв. Однако если на севере земель полабских славян от их языка ныне остались лишь многочисленные славянские топонимы, то на юге судьба венедского языка сложилась по-иному.
На рубеже XIX–XX вв. язык славян-лужичей сохранялся на юге Пруссии и части Саксонии. Наречие славян-лужичей делится на верхнелужицкое и нижнелужицкое. Число говоривших по-славянски в Лузации на рубеже XIX–XX вв. достигало 170 000 человек.
Обратим наконец наши взоры на земли восточных славян второй половины I тыс. н. э. События, происходившие на востоке Европы в этот период, явились прологом к истории Киевской Руси, оставившей нам богатейшее литературное и архитектурное наследие.
В начальной русской летописи содержится повествование об основателе исторического Киева — Кие — и о походе, предпринятом им на Царьград (Константинополь). Летопись говорит о том, что Кий был принят в столице империи с честью, и сам император одарил монаршей милостью славянского предводителя. На обратном пути Кий срубил городок Киевец на Дунае, однако местные жители не позволили вновь прибывшим поселенцам прочно обосноваться в их крае и Кий был вынужден возвратиться на Днепр.
Раскопки нижнего пласта раннего Киева подарили исследователям монету византийского императора Анастасия I, правление которого пришлось на 491–518 гг. Именно этим временем и принято датировать основание исторического Киева, будущей столицы великой восточнославянской державы — Киевской Руси. К рубежу V–VI вв. следует отнести и поход славянского князя Кия на Константинополь, где Кий «великую честь принял есть от цесаря», что вписывается в общий ход истории славян данной эпохи. Аварский каганат VI–VII вв. на Дунае не мог явиться решающим препятствием в продвижении славян на Балканы и в конце концов был буквально смят славянами и франками, оставив в летописях память о жестоких притеснениях и бесчинствах, чинимых обрами (аварами) над славянами.
Видимым свидетельством широчайшего расселения славян в центре и на востоке Европы в V–VII вв. явилась археологическая культура, условно делящаяся на северо-западную пражско-корчакскую и на юго-восточную пражско-пеньковскую группы.
Территория, занятая славянами в центре Европы, как отмечалось выше, охватывала верхнее и среднее течения Эльбы, Одера, Вислы, выходила к Дунаю в районе Вены и Будапешта и занимала значительные пространства в бассейнах притоков Среднего и Нижнего Дуная: реки Сава, Драва, Тиса, Прут. На Балканах в V–VII вв. славяне заняли громадные территории исторических Болгарии, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии, Герцеговины и Македонии, включая значительное славянское расселение в самой Греции и в Малой Азии.
На востоке Европы культурой пражско-пеньковской группы в V–VII вв. были заняты земли в бассейне Нижнего Дуная, во всем бассейне Днестра, на Среднем и Нижнем Днепре и по его притокам, на Нижней и Средней Десне и в верховьях Северского Донца.
Славяне V–VII вв. являлись главным образом земледельцами и скотоводами и для поселений выбирали плодородные, богатые разнотравьем долины рек. Поселения славян формировали кусты, состоящие из расположенных в нескольких сотнях метров друг от друга селищ, число которых редко превышало четыре. Расстояние между соседними кустами селений в среднем не превышало 3–5 км. Однако число селений в иных кустах превышало десяток.
Основным типом жилища пражско-корчакской группы поселений были наземные срубные дома, с печью-каменкой или глиняной печью в центре или в углу помещения. Внешне печь имела прямоугольную форму, внутри располагалась полуовальная топка. В бассейнах Днепра и Днестра наряду с наземными срубами были нередки полуземлянки, имевшие в основании прямоугольный котлован глубиной от 0,2 до 1 м и площадью в среднем 3x4 м. Стены жилища складывались из бревен, иногда из плах и промазывались глиной.
Полы устраивались либо земляные, либо дощатые. Печи обычно клали в углу помещения, напротив входа.
В VI–VII вв. отдельные типично славянские наземные срубы с печью или очагом в углу или в центре помещения возникли в Пскове, в Старой Ладоге (VIII в.), в бассейне реки Меты (Золотое Колено VIII в.). Значительно больше славянских поселений данной эпохи отмечено в бассейне Западной Двины, во всем бассейне Днепра, в верховьях Оки и Северского Донца. Однако наиболее густо населенным славянским районом Восточной Европы являлся бассейн Верхнего и Среднего Днестра и среднее течение Южного Буга.
Хроники Европы и Передней Азии говорят о морских походах славян VI–VII вв., ладьи которых бороздили воды Чёрного, Эгейского и Средиземного морей.
В VI–VII вв. верховья Днепра, Западной Двины, Березины, Немана и Вилии были заняты смешанным балто-славянским населением, носителем археологической культуры Банцерович-Тушемля. Именно эта территория в IX–XIII вв. оказалась занята славянами-кривичами, о которых летопись говорит как об отдельной группировке славян, отличной от соседних славян новгородских, полочан, древлян, дреговичей, вятичей, радимичей, полян и северян.
В бассейне реки Великой (приток Чудского озера) и в верховьях Ловати и Западной Двины в VI–VII вв. распространилась культура длинных курганов, носителями которой являлись псковские кривичи. Обычай создания длинных курганов в индоевропейском мире был распространен издревле и широко бытовал в Британии и Польше ещё в III–II тыс. до н. э. Длина расположенных по линии восток — запад курганов увеличивалась за счет новых захоронений и подсыпки земли сбоку от уже существовавшего кургана.
Крайней на северо-востоке Европы славянской общностью в VII в. явились создатели сопок и длинных курганов в бассейнах рек Ловать, Мета, Волхов.
Продвигавшиеся в леса Восточной Европы славяне V–VIII вв. смели со своего пути городиша балто-славянской культуры Банцерович-Тушемля на Верхнем Днепре, и подобная же участь постигла в VII в. дьяковскую археологическую культуру, расположенную в междуречье Оки и Волги и в основе своей имевшую балтский, финский и славянский субстраты I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.
В VIII — Х вв. в бассейне Верхней и Средней Оки сложилась роменско-боршевская культура, носителями которой являлись исторические славяне-вятичи, по словам летописца, пришедшие в центр России из Польши и долее других славянских объединений востока Европы отстаивавшие свою независимость от власти князей Рюриковичей.
В VIII в. сложились и окрепли многие центры Восточной Европы, в дальнейшем сыгравшие видную роль в её истории.
В VIII в. возникли укрепления Изборска (район города Пскова), Старой Ладоги, Гнездова (центр, расположенный на волоке из Днепра в Западную Двину, находящийся в 10 км западнее Смоленска и явившийся его предтечей), ранний Муром, поселение Тимерево (район Ярославля), Сарское городище, центр-крепость Хотомель в низовьях реки Горынь, ставший прообразом будущих военных городов-лагерей, спутников столиц крупных княжеских уделов Руси IX–XII вв. В VIII в. словене новгородские, шедшие из Приильменья, заселили Верхнее Поволжье и проникли на берега Белого озера.
Восточные хроники говорят о том, что в 757 г. арабский полководец Мерван пленил на берегах Дона 20 000 славянских семей. Под 786 г. хроники повествуют о том, что князь словен новгородских Бравлин взял город Сураж (Судак) в Крыму. Кроме того, около того же года руссы совершили вторжение в Малую Азию (Анатолию).
В IX в. восточнославянская держава окрепла настолько, что греки-византийцы в 834 г. выстроили на Дону крепость Саркел (Белая Вежа), дабы укрепить военное могущество Хазарского каганата в противовес возраставшей силе руссов. О реальности русской угрозы Константинополю говорит хотя бы тот факт, что под 844 г. европейские хроники повествуют о высадке руссов на Пиренейском полуострове, в Севилье.
В IX в. славянские очаги в Пскове были заменены печами, а словене новгородские новым мощным потоком переселенцев заселили берега озера Неро, чем было положено основание Ростову Великому. В IX в. плодородные земли владимиро-суздальского ополья покрылись множеством славянских курганов. В IX в. расширился древний Киев, складывался Чернигов, строилась каменная крепость в Старой Ладоге. Одновременно вокруг городов росли посады.
В IX в. берега Волги, Днепра, Западной Двины, Волхова-Ловати и ряда их притоков вобрали множество кладов восточных монет. Русские купцы проникали на рынки Багдада, Рея (север Ирана), Балха (северо-запад Афганистана).
Вместе с развитием торговли в VIII–IX вв. шло значительное расслоение общества по доходам и сословным группам. Существовавшая и ранее знать возвышалась все более над земледельцами и ремесленниками городских пригородов и сельских общин. Аристократия формировала дружины, расселяя их вблизи городских центров в особые поселения, подобные Хотомелю и Шестовицам вблизи Чернигова.
Одной из особенностей ранней истории Киевской Руси явился обычай насыпать курганы над трупосожжениями, совершенными либо на стороне, либо на подкурганной площадке. Сама по себе курганная традиция погребений у восточных славян абсолютно естественна и является прямым продолжением древних индоевропейских обычаев предыдущих тысячелетий. Однако начиная с XIII в. до н. э. (эпоха полей погребений XIII–VIII вв. до н. э.) в оседлой среде индоевропейского населения Европы курганы над погребением стали практически исключительно привилегией знати. Подавляющее же большинство погребений Европы в I тыс. до н. э. ив первой половине I тыс. н. э. представляло собой грунтовые ямы, содержащие либо урну с пеплом, либо прах умершего. Чем вызван столь яркий расцвет древних курганных традиций у восточных славян V–XIV вв. н. э.?
Славянские курганы явились последним видимым символом уходящей языческой духовной традиции индоевропейцев Евразии, а вместе с ней культуры и целостной философии жизни, важнейший смысл которой, переданный в гимнах Веды, выражается в одухотворении всего сущего, будь то слово или лесной источник. Возможно, курганы восточных славян столь широко распространились из-за значительной подвижности населения, в течение одного столетия занимавшего территории, сопоставимые с иными материками. Отчасти курганная традиции рубежа I–II тыс. н. э. на Русской равнине связана и с тем, что восточное славянство в значительной мере вобрало и ассимилировало остатки иранского степного мира евразийской степи. Однако главной причиной расцвета курганной традиции на Руси явился последний ослепительно яркий сполох древней индоевропейской религии, а вернее мировоззрения, родиной которой являлась Великая Степь, раскинувшаяся от Днестра до Алтая, а курганы всегда оставались ее неотъемлемой и видимой составляющей.
Период истории славян, охватывающий VIII–XIII вв. н. э., описан большим числом древнерусских, германских, византийских и арабо-персидских памятников и требует отдельного серьезного исследования, что выходит за рамки настоящей книги. Объем материала, повествующего о славянах раннего Средневековья, столь безбрежен, что требует предварительного описания славянских земель V–XIII вв., обозрения расселенности отдельных славянских союзов, и лишь это позволяет осветить историю славянства Средних веков во всем ее многообразии и глубине.
Цель настоящей книги состоит в том, чтобы показать древнейшие корни славянства как части индоевропейского мира континента V–I тыс. до н. э. Осознав пути развития индоевропейского мира Евразии, отследив важнейшие вехи его древнейшей истории, поняв целостность его языкового, культурного и этнического многообразия, можно увидеть славянство как центр всего евразийского сообщества индоевропейцев, включающего на крайнем западе германский, а на крайнем юго-востоке индо-иранский миры.
Рождение славянства так же органично, как и сложение на северо-западе Европы мира германцев, на западе кельтов, а на юге латинов и эллинов. Однако разницей в развитии отдельных общностей западного крыла индоевропейцев является то, что именно славяне, расселившиеся от верховьев Дуная и Эльбы до устья Амура, явились прямыми преемниками индоевропейцев, населявших эти земли в V–I тыс. до н. э. Земли, ныне населяемые славянами и поименованные Россией, а ранее Русью, породили древнейшие религии планеты, привнесенные индоевропейскими кочевниками в III–I тыс. до н. э. в Малую Азию (хетты), в Индию (арии — создатели Ригведы), в Иран (арии — создатели Авесты).
Индоевропейская общность бассейнов Днепра, Дона, Волги, юга Урала, Сибири и равнин Средней Азии на протяжении V–II тыс. до н. э. служила генеральным источником множества вторжений в Европу предков будущих кельтов, германцев, латинов, эллинов, балтов, славян, уходивших в противоположную сторону от своих сородичей, устремлявшихся на юг в Переднюю и Малую Азию и Индию. Как раз этой древнейшей общности индоевропейцев Евразии (от Среднего Днепра до юга Сибири и Турана) V–II тыс. до н. э. и наследуют славяне, и в первую очередь ее восточная русская группа. Именно этим и объясняется величие русской души, культуры и языка, вобравшего в свое лоно все богатство языков кельтов, германцев, латинов, греков и ведических и авестийских арийцев.
Волею судеб славянство оказалось ближе древнейшему стволу индоевропейского древа Евразии. Этим объясняется известный консерватизм славянства вообще и восточного славянства особенно. Подчас не осознанное разумом следование устоям и традициям, возраст которых насчитывает не менее семи тысячелетий, всякий раз заставляет славянство выправлять не только изломы в собственной эволюции, но и развязывать трагические узлы в развитии всего индоевропейского сообщества планеты.
Венцом и идеалом земной жизни славянин считает праведность, то есть следование древнейшему знанию— закону (Веды) нравственности, данному людям богом. Мало изменилось на просторах России за последние четыре тысячи лет понимание ее населением смысла земной человеческой жизни.
Господь хранит Россию, ибо аскетизм, консерватизм и нравственная чистота ее народа являются залогом настоящей и будущей жизни и вожделенной праведности великой общности индоевропейцев планеты.
В заключение главы приведу одну из сводных таблиц, опубликованную мною в книге «История славян», отражающих развитие протославянскои общности континента последних семи тысяч лет.
Таблица 18. Развитие славянской общности
XV | Тшинецкая | Комаровская | Сосницкая | · | · | · | · |
XIV | Тшинецкая | Комаровская | Сосницкая | · | · | · | · |
ХIII | Тшин-Комар | · | Лужицкая | · | · | · | · |
ХII | · | · | Лужицкая | Бслогрудовская | · | · | · |
XI | · | · | Лужицкая | Белогрудовская | · | · | · |
X | · | · | Лужицкая | Белогрудовская | Чернолесская | · | · |
IX | · | · | Лужицкая | Белогрудовская | Чернолесская | · | Кимерийцы |
VIII | · | · | Лужицкая | · | Чернолесская | · | Скифы |
VII | · | · | Лужицкая | Милоградская | Чернолесская | · | Скифы |
VI | Ясторфская, германцы | Поморская | Лужицкая | Милоградская | · | · | Скифы |
V | Латен (кельты) | Поморская Подклешевая | Лужицкая | Милоградская | · | · | Скифы |
IV | Латен | Поморская Подклешевая | Лужицкая | Милоградская | · | · | Скифы |
III | Латен | Поморская Подклешевая | · | Милоградская | · | · | Скифы, Сарматы |
III | Латен, Оксывская | Поморская Подклешевая | Пшеворская | Зарубинецкая | · | · | Скифы, Сарматы |
I | Латен, Оксывская | Пшеворсгая | · | Зарубинецкая | · | · | Скифы, Сарматы |
I | Ясторф., Оксывская | Пшеворская | · | Зарубинецкая, Позднезарубин ецкая | · | · | Скифы, Сарматы |
II | Вельбарская (готы) | Пшеворская | · | Черняховская | Киевская | · | Скифы, Сарматы |
III | Вельбарская | Пшеворская | · | Черняховская | Киевская | · | Скифы, Сарматы |
IV | Вельбарская | Пшеворская | · | Черняховская | Киевская | Колочинская | Гунны, 375 г. |
V | Чехи, Словаки, Полабские слав. | Пшеворская Прага-Корчаг | · | Черняховская, Прага-Пеньковка (аиты) | Киевская | Колочинская Киев | Гуны |
VI | Словения, Хорватия, Босния, Сербия | Прага-Корчаг | · | Прага-Пеньковка, Псковские, Кривичи, Банцсров-Тушемля | · | Киев | Авары, 570 г. (Обры) |
VII | Болгария, Хорватия | Прага-Корчаг | · | Прага-Пеньковка, Кривичи на верх. Днепре, Длинные Курганы | · | Киев | Хазары |
VII | Норманны, Карл Вел. в Лузации, 789 г. | · | · | Начало Изборска, Ладоги, Начало Гнездова | Роменская культура (вятичи) | Киев | Хазары |
IX | Норманы | Великая Моравия | · | · | Роменская культура (вятичи) | Киев | Угры, Печенеги, Хазары |
X | Норманы | +906 г. Вел. Моравия, 953 г. | · | · | Роменская культура (вятичи) | Киев | Хазары, +965 г. |
XI | · | · | · | · | Курганная культура Руси | Киев | Половцы |
XII | · | · | · | · | · | Киев | Половцы |
· | · | · | · | · | · | · | · |
XIII | · | · | Владимиро-Суздальская Русь | · | · | Киев | Монголы, 1237 г. |
· | · | · | · | · | · | · | · |
XIV | · | · | Возвышение Москвы | · | · | · | Золотая орда 1380 г. |
XV | · | · | Московская Русь | · | · | · | Золотая орда +1490 г. |
Славянский мир I тыс. до н. э.
<< Назад Вперёд>>
Просмотров: 2544